Школа выживания

Школа выживания в экстремальных ситуациях. Все о выживании в экстремальных ситуациях.
Текущее время: Вт авг 22, 2017 1:27 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Новая статья на сайте ИСРБ
СообщениеДобавлено: Сб авг 19, 2006 10:40 am 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: Сб авг 19, 2006 10:38 am
Сообщения: 9
Откуда: Москва
На нашем сайте новая статья «Закономерности боевого искусства» _http://www.isrb.ru/articles/zakon.html Какие общие принципы прослеживаются в партере, бросковой и ударной технике, при работе оружием? Читайте статью.

_________________
С уважением



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт авг 24, 2006 12:01 am 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс апр 17, 2005 12:42 am
Сообщения: 801
Откуда: Москва
Текст статьи:


Закономерности боевого искусства.
"Любая достаточно большая сумма знаний превращается в науку, если знания систематизированы".
В. Суворов "Самоубийство"

"В наблюдательности автору не откажешь".
Комплимент от недоброжелателя после опубликования статьи "Четыре великих допуска в БИ".



Зачем нужно хобби? Отдохнуть от работы, переключиться от серьезных проблем, отвлечься после тяжелого трудового дня. Вот и я после трех тренировок (двух по рукопашке и одной по йоге) решил отвлечься от трудов праведных. Да-да, не удивляйтесь, инструкторам тоже нужно иногда отдыхать, и не в кимоно в позе лотоса, а просто с книжкой на диване. Сегодня у меня был в руках увесистый том по истории средневековья. Дело в том, что мое хобби - история. Могу читать исторические труды, как обычный человек читает беллетристику. Впрочем, усталость взяла свое, и через часик я уснул прямо с книгой в руках. Сны пришли красочные, привлекательные, все о средневековье. Средневековье, вообще, мир, завораживающий и притягательный, наполненный героикой и романтикой. Куда там серой действительности со скучными машинами-самолетами-телевизором! Естественно во сне я активно действовал в роли рыцаря, что меня вполне устраивало. Кто же в здравом уме будет смотреть сон, где приходится действовать в роли крестьянина или, упаси боже, свинопаса? А так сюзерены и вассалы, пиры и турниры, замки и прекрасные дамы, святая земля и крестовые походы. Хоть не просыпайся... Но пришлось. Поднявшись, я долго не мог прийти в себя. Все, думаю, дочитался исторической литературы, надо с этим завязывать. Хобби - дело хорошее, но жить предпочитаю в реальном мире с его суровой действительностью. Ко всем же "глушилкам мозга" отношусь сугубо отрицательно.

И все-таки сон не шел из головы. А так ли уж моя реальная жизнь отличается от сна? Внимательней присмотревшись к делу, которому посвятил жизнь (к боевому искусству), я заметил любопытные аналогии. Так как подобные аналогии, кроме чисто академического интереса, позволяют рассмотреть знакомый предмет с непривычного угла зрения, увидеть незаметные связи и не лежащие на поверхности закономерности, я развил свои рассуждения. Что общего у средневековья с современным миром боевых искусств? Начнем с "мелочей", а затем перейдем к более серьезным вопросам.

В основе всей структуры средневекового общества, его краеугольным камнем были рыцарские замки с наделами земли - феодами. В основе боевого искусства стоят залы. Ну, чем не замки? В них окопались и держат оборону инструктора-бароны, набирающие небольшие дружины - учеников. Рвы, башни и подъемные мосты с успехом заменяют личный гонор мастера и уверенность учеников в непогрешимости сенсея. Убедить современного инструктора в том, что он может ошибаться, не легче, чем взять штурмом средневековый замок.

Право на владение замком, как и в средневековье, можно получить разными путями. Большинство начинает карьеру с "дружинников" и "оруженосцев", с азов осваивая рыцарскую науку. Год за годом поднимаются по карьерной лестнице, и после долгих лет обучения (впрочем, в последнее время сроки стремительно сокращаются) посвящаются в рыцари на экзамене. Разница лишь в повязывании пояса с получением диплома вместо вручения меча. Аристократическая родословная с успехом заменяется количеством дипломов, которые надлежит вывешивать на стену в рамочках, подобно портретам именитых предков в средневековье. Иногда "замки" захватывают по праву сильного. Естественно, что на такого выскочку родовитые (дипломированные) рыцари смотрят свысока. Правда, надо отдать должное, только до того момента, пока этот выскочка на деле не докажет свою "проф. пригодность".

Те, кто расторопнее или талантливее, объединяют под собой несколько залов, основывая небольшие графства и герцогства. Иногда графы и бароны приносят вассальную клятву местным королям, стоящим во главе королевств-федераций. Вассальная клятва закрепляется сертификатом на преподавание. Верность сюзерену является общепринятой ценностью. Впрочем, если сюзерен не устраивает вассала, последний может найти себе другого сюзерена и получить не менее весомый сертификат. Но, как и в давние времена, существуют методы борьбы с предателями. Сначала "вассала" ославят как изменника. Затем... опять ославят, и опять... Все наступательные действия в нашей современности словами начинаются, ими же и заканчиваются. Если у "изменника" есть собственный зал, ученики и уверенность в себе, можно вполне "пересидеть" словесную осаду, отбивая штурмы по принципу: "сам такой".

Вследствие частых переходов (читай измен) инструкторов из одной федерации в другую, некоронованные "короли" мира боевого искусства с подозрением посматривают друг на друга: не собирается ли сосед сманить очередного подданного? Случаются и бунты, когда недовольные методами правления бароны и графы свергают "тирана" и избирают из своих рядов нового монарха, в который раз утверждая средневековую истину: король лишь "первый среди равных".

Украшением мрачной средневековой действительности были турниры. В нашем случае - соревнования. Разноцветные флаги на стенах замков-залов. Молодежь, только что посвященная в рыцари (сдавшая экзамен), красуется друг перед другом снаряжением (цветом и покроем кимоно). На форме символы и эмблемы, для понимания которых нужны знания, сравнимые со средневековой геральдикой. "Мэтры" рыцарской науки снисходительно взирают на растущее пополнение. Толпы зевак на трибунах болеют "за своих". И кульминация турнира - выход пары бойцов на ристалище. Азарт, пот, иногда кровь, и победа! Правда, времена стали мягче или побежденные меркантильней, но доспехи (кимоно) никто с поверженного противника не стаскивает.

Но рыцари не только ломали копья на турнирах. А как же идеалы, где яркая и красочная средневековая мифология, звавшая романтиков на подвиги? Здесь все в порядке. Роль "земли обетованной" выполняет Шао-линь. Ей богу, не будь на дворе XXI век, пришили бы наши "рыцари" себе на кимоно эмблемы ИНЬ-ЯН и оправились в крестовый поход освобождать святую китайскую землю от нечестивых язычников. Где-то в этой же плоскости существует и святой Грааль, дарующий нашедшему его мудрость и бессмертие. Мы самозабвенно ищем энергию ЦИ, наделяющую счастливого адепта не меньшими благами. И находим, и накапливаем вожделенную энергию... примерно с тем же результатом, с которым рыцари находили Грааль. Для тех, кто во время уроков истории в школе находился в спортзале, поясню: с нулевым результатом в виду мифичности искомого объекта.

Но это все лирика. Какие же серьезные аналогии роднят два, столь разделенные по времени мира? Самая главная аналогия - раздробленность. Феодальная раздробленность средневековой Европы очень напоминает современную раздробленность, царящую в мире боевых искусств.

Европа раннего средневековья дробилась на графства и герцогства, вплоть до упоминавшихся рыцарских замков. К чему это приводило? Да ни к чему хорошему, так как Европа в момент раздробленности являлась нищим и необразованным углом Евразии. Романтика турниров и образы прекрасных дам были изобретены как средства, чтобы скрасить неприглядную на тот момент действительность. Но логика исторического развития неумолима. Для выживания и развития общества был необходим процесс консолидации (объединения, сплочения), что мы и наблюдаем к XV-XVII векам. Появляются первые централизованные государства, типа Французского или Английского королевств, значительно опередивших в развитии так и оставшихся раздробленными Италию или Германию. Одновременно идет процесс осознания европейцами себя как единого целого, отличного от остального мира на основе единой религии, а затем и культуры. Вместе выживать легче - истина правильная для любого времени.

Что же происходит у нас, на каком этапе развития находимся мы? Боксеры искоса посматривают на борцов, приверженцы восточных единоборств не могут договориться с адептами национальных стилей, ушуисты спорят с каратистами и так далее. Мы настолько разобщены по технике, по правилам ведения схватки, по форме, по терминологии, что говорить о едином мире боевого искусства в нашей стране можно с большой натяжкой. Теряется ощущение целостности дела, которым мы занимаемся.

Между тем существует стиль, на который по определению должна ложиться функция удержания единства боевого искусства. Это рукопашный бой, то есть стиль, в котором органично должны сочетаться самые разные подходы, начиная от умения вести схватку в партере и кончая владения элементарными видами оружия. Тут-то и возникают самые серьезные проблемы. Если боксеры и самбисты, напоминающие англичан и французов, хоть и оспаривают первенство друг у друга, но постепенно наводят дома порядок, то рукопашный бой - точная копия средневековой Германии, состояние которой лучше всего описывает русское слово "бардак".

Технически и тактически рукопашный бой пока серьезно отстает от спортивных стилей. Попытки механически соединить в рамках одной системы разные манеры работы, типа партера с оружием, разваливаются на составляющие, после которых ученик ни бороться, ни ножом владеть толком не умеет. Все "универсальные матрицы" для бросковой и ударной техник, на которых пытаются строить свою методику многие секции рукопашного боя, на практике действуют из рук вон плохо. Не хватает панорамного взгляда, который с одной стороны объединял в себе самые разные подходы, с другой учитывал их своеобразие. Понимание общих для любой манеры работы закономерностей могло бы вернуть целостность всему боевому искусству. Не претендуя на создание в рамках одной статьи общего подхода, который бы устроил всех посещающих залы, я хотел бы поделиться некоторыми закономерностями, справедливыми для любой манеры работы.

Что может быть общего у борца, разгибающего руку противника на рычаг локтя в партере и у ножевика, орудующего ножом на средней дистанции со скоростью хозяйки, шинкующей капусту? Кроме того, что оба находятся в зале и по мере сил и умений пытаются нанести урон себе подобному. Выстроим технику боевого искусства в следующей последовательности: партер - борьба в стойке - ударная техника - элементарное оружие (нож, палка). Вроде мы учили все варианты, которые существуют на данный момент в залах. Пользуясь этой схемой, мы прослеживаем 9 закономерностей, присущих всему боевому искусству в целом:

Закономерность 1 - увеличивается дистанция.
Эта закономерность лежит, что называется, на поверхности. Партер ведется почти при полном отсутствии расстояния между телами борцов. При борьбе в стойке дистанция определяется длиной руки, взявшей захват. Дистанция в ударной схватке зависит от длины конечности, наносящей удар, и плавно возрастает от близкого боя на боксерском ринге к технике ног восточных стилей. Дистанция в схватке с оружием диктуется длиной руки и длиной оружия. Кстати, увеличение дистанции работы - это путь, по которому шло развитие военного дела в целом. Человек всегда стремился нанести урон противнику, оставаясь в безопасности. От кулака к ножу, от ножа к мечу, от меча к луку, от лука к ружью, от ружья к пушке, от пушки к ракете.

Закономерность 2 - уменьшается контакт.
В партере контакт тел более чем тесный. Проводя удержание, приходится налегать на противника всем весом, руками сковывая его движения, а корпусом прижимая к полу. При борьбе в стойке постоянно держится захват, то есть присутствует контакт рук. Иногда в дело вступают бедра, плечи или другие части тела, через которые приходится лететь на ковер в момент броска. Ударная схватка постоянного контакта уже не предусматривает. Только эпизодический контакт головы с кулаком, локтем или пяткой в момент получения удара. Контакта тел в схватке с оружием нет по определению, его заменяет удачный (смотря для кого) контакт оружия с телом.

Закономерность 3 - увеличивается вариативность.
В партере количество возможных вариантов развития ситуации ограничивается с одной стороны тесным контактом тел, с другой стороны (в прямом смысле этого слова) полом. Одна ситуация имеет один, максимум два варианта развития событий. Если борец взял противника на удержание, то способов уйти из неудачного положения удручающе мало, а если берет грамотно, то их вообще может и не быть. В стойке вариативность движений ограничивается обоюдным захватом, но из удачного захвата опытный борец может сделать 3 - 4 различных броска. В ударной технике вариантов развития событий столько, что подсчитывать их становится затруднительно. Если противник атакует ударом кулака в голову, то боец может: защититься подставкой дальней руки, сбить удар передней рукой, отклониться, уклониться, уйти шагом в одну или другую сторону и контратаковать ответным ударом, встретить ударом руки или ноги в корпус, встретить ударом в голову и так далее. В схватке с оружием количество возможных траекторий ножа не могут подсчитать даже профессионалы, признавая, что на средней дистанции идет просто "обоюдная порезка".

Закономерность 4 - уменьшается цена ошибки.
Логический вывод из предыдущей закономерности. Чем меньше вариативность событий, тем выше цена ошибки. Чем больше вариативность, тем меньше вероятность, что ошибка приведет к фатальному результату. Допустив одну оплошность в партере с опытным борцом, вы тут же получаете либо болевой, либо удушающий прием. Далее без вариантов. Если вы "попали" на бросок, то уже есть шанс затянуть противника на пол и продолжить схватку в партере. Пропустив удар в стойке можно разорвать дистанцию, прийти в себя на безопасном расстоянии и снова вступить в бой. Напоминает разницу между шашками и шахматами. Один неправильный ход в шашках может стоить всей партии. Потерянная пешка в шахматах вполне может быть отыграна в течение игры. Исключение из этой закономерности составляет оружие в силу того, что даже небольшой порез может иметь серьезные последствия.

Закономерность 5 - увеличивается скорость.
Схватка в партере самая медленная. Подчас на изменение положения нужно до нескольких десятков секунд (уход от уже упоминавшего удержания). Болевые и удушающие тоже требуют времени. Приходится преодолевать сопротивление противника, вытаскивать и разгибать атакованную руку (при рычаге локтя), добираться до шеи и так далее. В стойке ситуация развивается быстрее. Борьба за захват, выведение из равновесия - не самые скоростные процессы, но бросок делается сравнительно быстро. В боксе ситуация меняется за доли секунды со скоростью калейдоскопа. Увидеть нокаутирующий удар со стороны сложно даже опытному человеку, а для неискушенных зрителей его показывают на замедленной съемке после раунда. Именно из-за вариативности и динамичности популярность бокса как вида спорта во всем мире далеко обгоняет борьбу. Имена Тайсона и Роя Джонса знает даже непосвященный, но мало кто может назвать действующего чемпиона мира по дзюдо. Уследить за работой оружием практически невозможно, так как к скорости движения предплечья и плеча добавляется скорость движения кисти с ножом или палкой.

Закономерность 6 - уменьшается роль силы.
Крупные люди сильнее, мелкие быстрее - банальная истина. От партера к оружию роль физических параметров меняется. Чем более тесный контакт тел противников, тем большую роль играют сила и вес. В партере у легкого бойца практически нет шансов против тяжелого противника. В борьбе в стойке на стороне более тяжелого и устойчивого будет преимущество. Как говорил один борец: "Когда противник на 20 кг легче, сразу чувствуешь себя великим мастером"! С уменьшением силовых характеристик бойца автоматически увеличиваются его скоростные параметры. В ударной схватке "первую скрипку" играет уже не сила, а скорость. И чем дальше дистанция боя, тем большее значение она приобретает. В схватке с оружием вес значения не имеет. 60 кг человек может успешно порезать 90 кг противника. Все решает скорость, которая у более легкого адепта выше, и реакция.

Закономерность 7 - увеличивается роль рефлексов.
Приемы должны быть доведены до уровня рефлексов - азбука любой серьезной школы боевого искусства. Однако сознательное вмешательство в процесс боя тоже возможно. При этом соотношение сознательных и рефлекторных компонентов меняется в зависимости от скорости работы. Чем выше скорость, тем меньше возможность оценить ситуацию и сознательно поступить тем или иным образом, а соответственно приходится больше полагаться на отработанные до автоматизма рефлексы. В партере достаточно времени, чтобы оценить положение (от слова "лежать") и сообразить, что делать дальше. Дело облегчается и меньшим количеством вариантов, из которых приходится выбирать. В борьбе сознательный контроль представляет собой более сложную задачу, но в момент борьбы за захват или выведения из равновесия вполне можно успеть "подключить" сознание. Бросок делается уже на "автомате". В ударной схватке на долю сознания остается только общий контроль хода боя, вся "текучка", типа удар - отклон - ответный удар, идет только на рефлексах. В схватке с оружием скорость настолько высока, а сама схватка подчас настолько скоротечна, что на работу сознания надеяться не приходится.

Закономерность 8 - уменьшается возможность контроля.
В каком бы стиле ни проводилась схватка, калечить ученика в зале не позволит ни один здравомыслящий инструктор. Низкая скорость процессов в партере и борьбе позволяет лучше контролировать процесс боя и своевременно вмешиваться в его ход, если здоровью одного из борцов угрожает опасность. В партере судья спокойно ждет момента, когда попавший на удушение или болевой прием борец постучит ладонью по татами. В борьбе в стойке предотвратить опасный бросок получается далеко не всегда. В боксе судья вмешивается в бой лишь после того, как боец, уже получив нокаутирующий удар, теряет ориентацию и может быть окончательно "расстрелян" противником. В бое на ножах выделить из нескольких обоюдных "порезов" самый опасный настолько сложно, что до сих пор не существует ни удобоваримых правил, ни массовых соревнований по оружию.

Закономерность 9 - увеличивается условность.
Низкая скорость процессов в борьбе и партере и возможность их контроля ведут к тому, что процесс отработки приемов в борцовском зале имеет минимальное количество условностей. "Если я взял захват, то мне все равно где бросать, в зале или на улице", - так говорил мой первый тренер по самбо. В борьбе существуют ограничения, вроде запрета бросков на голову, но подобные приемы технически очень сложны и случаются чрезвычайно редко. В боксе схватка идет уже с применением протекторов: перчатки, капа, шлем. Запрещены удары в целый ряд легкодостижимых центров, типа ударов ниже пояса или в затылок. Схватка с оружием настолько плохо контролируема, что все попытки отрабатывать приемы с острым ножом или палкой на реальной скорости заканчиваются для энтузиастов больницей. Остается только имитировать оружие и снижать скорость работы до уровня замедленной съемки в кино.

Вот и все закономерности, но, не смотря на серьезные стилевые различия, они присущи всем направлениям боевого искусства. Общее состояние современной раздробленности боевого искусства вполне закономерно. Весь XIX и XX века прошли под лозунгом дифференциации навыков и специализации знаний. Сейчас становится понятно, что подобные процессы, кроме углубления и конкретизации имеют существенный минус в виде потери общей картины изучаемых объектов. Уже появляются науки, призванные объединить различные виды знаний. Возможно, что настал черед боевого искусства вырабатывать универсальные подходы к обучению человека. Пора нам понять простую истину. Большинство приходящих в залы людей мало интересуется традициями и ритуалами двух-трех вековой давности, им не требуются призовые места на соревнованиях. А нужны им конкретные навыки выживания в различных ситуациях, в которые может поставить их жизнь.

Хочется надеяться, что именно в рукопашном бое будут сформированы идеи, которые дадут толчок к объединению различных стилей в единое целое и осознанию того, что мы все занимаемся в первую очередь боевым искусством, а уж потом конкретными стилями.

Медведев Д.Ю.

Статья поставлена на сайт 16.08.06

_________________
The only thing necessary for the triumph of evil is for good men to do nothing



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб мар 17, 2007 3:08 pm 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: Сб авг 19, 2006 10:38 am
Сообщения: 9
Откуда: Москва
«Записная книжка инструктора - 2» isrb.ru/articles/notebook_1.html В противоположность «Записной книжке инструктора – 1» isrb.ru/articles/notebook.html состоящей из цитат, данная записная книжка состоит из собственных, в меру оригинальных, мыслей на тему боевого искусства.

24.03.07 в 19.00 в зале на Электрозаводской мастер-класс на тему "Силовой аспект йоги".

_________________
С уважением



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: